Регистрация   E-Mail     Пароль   
Портал «Профессионал управления проектами»

Краткий обзор о состоянии российского образования в области управления проектами

 
 
М.В.Романова
Дата публикации: 27.11.2007
Версия для печати (доступна только зарегистрированным пользователям)Версия для печати
 

Успех проектов в решающей степени определяется профессиональными качествами руководителя проекта и их способностью реагировать на постоянно изменяющиеся условия и факторы окружения (политические, технические, финансовые, социальные), на пересечении которых реализуются все этапы жизненного цикла проекта. Руководителем проекта должен быть специалист, способный в качестве «системного интегратора» удовлетворять интересы Заказчика и находить компромисс внутри команды. Противоречивые интересы, которые также необходимо сбалансировать касаются и процессов управления: от маркетинга и бизнес-планирования до реализации, комплектной поставки и сдачи объектов «под ключ». Руководитель проекта должен использовать специальные методы управления, владеть современными инструментальными средствами и обладать техническими навыками. Как же научиться этому и как стать профессионалом в управлении проектами?

Последнее время образование становится модной темой, особенно в области проектного бизнеса. Структуру образования, что также отражено и в PMBoK, можно разделить на три составляющие: фундаментальное (высшее или МВА), профессиональная переподготовка (тренинги) и саморазвитие (книги, журналы, конференции).

Что касается базового – высшего образования в области управления проектами, то его просто нет в России на сегодняшний день, т.к. в ВУЗах нет такой специальности. Существуют кафедры «Управления проектами», читаются отдельные курсы по данной тематике, чаще всего со спецификой в какой-то конкретной области деятельности (например, строительство, информационные технологии), но самостоятельной академической программы пока не сложилось.

3 года назад 10 российских ВУЗов в качестве эксперимента получили разрешение на создание МВА программ, и сейчас существует 3 программы по управлению инновационными проектами (самое близкое, что есть к управлению проектами). Однако далеко не всегда используется идеология PMI в основе программы, в основном они сфокусированы на управлении технологиями. К сожалению, далеко не все специалисты по управлению знакомы со стандартами по управлению проектами и тем более, готовы руководствоваться ими в своей деятельности. Разработчики программ базируются обычно на своем личном представлении как должна выглядеть программа, но было бы не плохо обратиться к опыту уже существующих программ, тем более что они были созданы несколько раньше (к примеру в США такие программы существуют более 100 лет, а программы по управлению проектами – 15-20 лет). Поэтому услуги западных университетов остаются востребованными, а те в свою очередь, для привлечения иностранных студентов создают стратегические альянсы, лидерами являются Великобритания, США и Австралия. Например, Массачусетский технологический университет, Беркли, Стэнфорд, Британский Колумбийский университет и еще 22 ВУЗа предлагают свои курсы в онлайновом режиме в едином каталоге (российских ВУЗов, как ни странно, здесь пока нет). Особую активность проявляет Япония, например, 35 университетов в Кито создали комитет для принятия мер по усилению их позиций на внутреннем и внешнем рынке, доля курсов по управлению проектами составляет 35-40.

Другая проблема – оторванность академических программ от практики, обусловленная в первую очередь разными возможностями получения информации: Интернет, сотовая связь и другие. Нордстрем и Риддерстрале (2002) приводят интересные цифры: 'Знания у сотрудников в крупных компаниях накапливаются со скоростью, которая не на 100% , а на 10 000% , иными словами - в 100 раз превосходит скорость накопления знаний научными учреждениями'. Соответственно появилась новая форма образования - корпоративные университеты, стоимость создания такой программы может составлять 500 тыс. долларов и выше. Особая мода распространяется на дистанционные корпоративные технологии, например, в России «Русский алюминий», «Сибнефть», «Вымпелком», «Юкос» уже выбрали для себя программное обеспечение и на его базе разрабатывают виртуальную систему обучения.

Как создавались такие программы? Сначала были курсы, на которых читались лекции и практические занятия: для среднего звена, руководителей и специалистов. Затем содержание курсов выкладывалось прямо на сайт корпорации, и, наконец, это новшество доходило до рабочих мест сотрудников компании любого уровня. Основная идея заключалась в том, чтобы работник, столкнувшийся с той или иной проблемой, через центры компьютерного обучения и информации мог бы получить исчерпывающие разъяснения в базе знаний корпорации.

предыдущая 1. 2. следующаяСледующая страница
Страница 1 из 2

 

Обсуждение Обсуждение
Обучение!!! - 12.07.2007 (1), Денис, Ramboll

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для участия в обсуждении.